Предметом исследования является теория Listenwissenschaft немецкого ассириолога Вольфрама фон Зодена. Так как существует две редакции этой теории – 1936 и 1960 г., соответственно, – нужно уточнить, что наш анализ посвящен более поздней версии теории В. фон Зодена. После детального описания элементов этой теории, производится ее систематизация, результаты которой отражены в представленной в исследовании интеллектуальной карте. Поскольку Listenwissenschaft часто подвергалась критика за абстрактность и спекулятивность, в исследовании были введены точки зрения критиков В. фон Зодена. Проанализировав точки зрения критиков, автор статьи приходит к выводу, что главный аргумент теории Listenwissenschaft, манифестирующий наличие системы в лексических списках, остался непоколебленным. А это, в свою очередь, приводит к выводу о включении теории В. фон Зодена в область исследований философской мысли в ассириологии, уточняющей эпистемологические основания шумерских и вавилонских лексических списков. Новизна исследования состоит в том, что Listenwissenschaft впервые с 1999 г. (времени публикации статьи ученика В. фон Зодена – Д.-О. Эдцарда) была представлена в позитивном освещении, что в свою очередь располагает заново рассмотреть эту теорию для решения поставленных перед ассириологией эпистемологических задач, в частности в контексте длящейся столетие дискуссии о функции лексических списков внутри религиозных представлений билингвально мыслящих вавилонян. В исследовании применен метод феноменологии религии в редакции Ж. Ваандербурга.