Рассматриваются основные этапы трансформации понятия «тоталитаризм» в сфере социогуманитарного знания. Исследуется проблема расширения диапазона существующих концепций тоталитарных режимов в условиях постиндустриального и информационного обществ. При этом особая роль в развитии теории тоталитарного общества отводится франкфуртской школе, позволившей освободить понятие «тоталитаризм» от этатистских коннотаций, указав на особую роль культурных и психологических факторов в формировании тоталитарного мышления. Утверждается, что современные технологии, в большинстве своем сосредоточенные в руках транснациональных корпораций, являются ключевым поводом для продолжения эвристического поиска рабочей описательной модели понятия «тоталитаризм». Анализируется современное состояние дискуссий вокруг концепции тоталитарного общества, в которых прослеживается связь с актуальными технологическими тенденциями и грядущими социальными вызовами.