Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

DIFFERENCES IN THE METHODOLOGY TO DETERMINE LEADING UNIVERSITY RANKINGS

Дата публикации в реестре: 2024-03-01T14:31:01Z

Аннотация:

Исследование посвящено рассмотрению складывающейся теории ранжирования высших учебных заведений в российском высшем образовании, вводятся основные термины данной теории (глобальный, ведущий, институциональный, предметный, специальный, многомерный, многофакторный рейтинги). Масштабная деятельность по ранжированию университетов мира мотивирована ростом конкуренции между университетами; наличием конкуренции среди образовательных систем различных государств мира; необходимостью для ряда целевых групп (абитуриенты, научные работники и преподаватели, работодатели, государство) в получении объективной информации из независимых источников о рынке услуг высшего образования. Мировое образовательное пространство использует рейтинги более 50 лет, для российских университетов задача продвижения в них является актуальной около 10 лет, что вызывает необходимость ознакомления с принципами и механизмами их формирования, выбором ориентиров и формирования политики развития в соответствии с целью продвижения в рейтингах. В исследовании проводится анализ трех глобальных рейтингов-лидеров: Quacquarelli Symonds (QS), Academic Ranking of World Universities (ARWU) и Times Higher Education (THE) - с позиций их истории, критериев оценки, особенностей методологии. Материалом исследования являются данные QS, ARWU и THE, полученные с сайтов рейтингов. Описаны пути получения информации и ее верификации указанными рейтингами. К наиболее значимым критериям в системе рейтингов относятся категории: качество преподавания, качество исследований, интернационализация, цитирование, востребованность выпускников работодателями. В заключении сделаны выводы о том, что для российского рынка образовательных услуг глобальный рейтинг стал маркером эффективности и успешности, присутствие университета в трех глобальных рейтингах может быть представлено с большими различиями, что связано как с процедурами внутри критериев оценки рейтинга, так и с самим списком критериев. Тем не менее совокупная информация, полученная из данных трех рейтингов, убедительно отражает тенденцию движения конкретного университета к их топовым позициям, что является шагом к признанию рейтинга значимым инструментом построения политики развития университета.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки


Связанные документы (рекомендация CORE)