В статье представлены размышления о метафизике музыки, прежде всего, поставив извечный вопрос, на который трудно дать ответ: «Что есть музыка?»; почему она наравне с литературой, живописью, религиозным творчеством всегда находится на рубеже острых социокультурных дискуссий, становясь камнем преткновения в бесконечных спорах о смысле бытия? В этом ряду явственно прочитываются определения музыки мыслителями и музыкантами. Методология концепции «сфера звука-музыки» по сути своей столь же универсальна, как и сфера культуры, религии; именно поэтому ученые и теософы древности и средневековья нередко привлекали музыку как феномен для объяснения мироустройства и сложных механизмов действия человеческой души. Музыка во всех ее аспектах, таким образом, уже многие века осознается как нечто, исключительно подходящее для построения моделей, помогающих разобраться в сферах не менее материальных, чем она сама. Автор приходит к выводу о том, что у людей, одаренных исключительной творческой импульсивностью, пытливостью, волевое борение означает одно из важных свойств его творчества. Пульсирующие чувства и мысль творца, страстность, эмоциональность, волевые устремления и рождают определенный стиль музыкального мышления, индивидуальный в своих проявлениях, но базирующийся на основных духовно-творческих основаниях времени. Не индивидуальный, а точнее исповедальный, интимно-личностный аспект исповедального выражает особую знаковую доминанту культуры и особенно ярко проявляется в музыке.