Последние несколько лет развития российской экономической системы сопряжены с внедрением современной концепции менеджмента - теории управления стоимостью, опирающейся на цепочки стоимости. Фундаментальной основой ее понимания выступает аспект, что для собственника компании первоочередность приобретает максимизация его дохода за счет эффекта от эксплуатации принадлежащих ему объектов. Мерилом роста благосостояния собственника выступает не объем введенных мощностей, количество занятого в производстве персонала либо оборот компании, а его рыночная стоимость. Целью статьи является рассмотрение сущностных основ теории формирования системы создания стоимости компании, а также анализ эволюционного развития понятийного аппарата концепции управления стоимости, начиная от термина «товарная цепочка» и заканчивая понятием «система создания стоимости». Цепочка создания стоимости - это комплекс операций компании, сопряженных с формированием стоимости в процессе производства и потребления продукции - начиная от момента проработки идеи до реализации послепродажного сервисного обслуживания. Наиболее целесообразным выступает использование понятия цепочки создания ценности (value chain) в более широком смысле, чем предложенное М. Портером в 1985 году. Под системой создания стоимости мы будем понимать структуру взаимодействия разных участников рынка, которые создают ценность, необходимую для удовлетворения конечного спроса. При этом компании могут встраиваться в систему (цепочку) создания стоимости различными способами.