Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Лингводидактический дискурс: учащийся как субъект в обучении иностранным языкам

Дата публикации в реестре: 2024-03-01T14:49:11Z

Аннотация:

В настоящей работе предпринята попытка разграничения педагогического, дидактического, методического и лингводидактического дискурсов в области обучения иностранным языкам с целью выделить особое положение лингводидактического дискурса. Обзор исследований показывает, что в области обучения иностранным языкам смежные типы дискурсов используются без четкого определения оснований для их разграничения. Для определения границ между дискурсами в работе используется подход, опирающийся на определение речевых жанров М. М. Бахина и жанров дискурса В. И. Тюпы. Так, основными параметрами для дифференциации дискурсов становятся позиции субъектов и стратегии их взаимодействия. Анализ исследований, обращающихся к педагогическому, дидактическому, методическому и лингводидактическому дискурсам, выполненный с опорой на эти параметры, позволяет разграничить смежные типы дискурсов в области обучения иностранным языкам. В сопоставлении с ними специфика лингводидактического дискурса позволяет учесть, с одной стороны, то, что в нем язык функционирует одновременно как материал и как средство обучения. С другой стороны, он охватывает наиболее широкое, по сравнению с остальными дискурсами, поле вариантов коммуникативных стратегий взаимодействия субъектов - преподавателя и учащегося. В результате, помимо односторонней для педагогического, методического и дидактического дискурсов стратегии взаимодействия преподавателя и учащегося, лингводидактический дискурс дает возможность включить стратегии взаимодействия, отражающие новую активную роль учащегося как равноправного субъекта дискурса, а также те стратегии, которые ранее относились к разным типам смежных дискурсов.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Litera


Связанные документы (рекомендация CORE)