Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Суфийская традиция, или София в "Персидских мотивах" С.А. Есенина: апофатика художественного произведения

Дата публикации в реестре: 2024-03-01T14:51:49Z

Аннотация:

Апофатика русской художественной культуры составляет самый широкий объект исследования. Апофатика, древнее понятие, на сегодняшний день иррадиирует во все исследовательские гуманитарные парадигмы. Предметом настоящей статьи являются способы проявления апофатической реальности в цикле стихотворений С. Есенина «Персидские мотивы». Методология исследования сводится к онтогерменевтическому анализу художественного произведения, который направлен на высвечивание философских вопросов поэтического текста. Проведение параллелей с русским фольклором - волшебной сказкой, поэтику и эстетику которой хорошо знал поэт, изучавший фольклор по сборникам фольклористов и собиравший его, - кажется продуктивным. Для русской сказки характерен апофатический поиск «иного царства», идеальной солнечной земли, которую олицетворяет авторский топос Босфор в есенинском цикле. Апофатическая традиция свойственна не только русской словесной культуре: она проявляется и в суфизме как эзотерическом течении ислама, в котором выделяется явление незримого «светового человека». Это наблюдение значимо при анализе «Персидских мотивов», в которых латентно выразилась суфийская традиция через семиотически важный жест «снятие чадры» с лика любимой, приравненный в аксиологическом плане к «снятию покрова», приобщению к сакральным знаниям в суфизме. В русском варианте логоцентризма с таким апофатическим образом возлюбленной связано учение Вл. Соловьева о Софии, широко известное в кругу творческой интеллигенции Серебряного века. Исследования в области мировой мифологии Роберта Грейвса указывают на возможное родство между Софией и черными суфийскими девами. В результате исследования сделаны следующие выводы: образ идеальной возлюбленной в «Персидских мотивах» Есенина имеет суфийские корни и связан с высшим модусом любви, которая достигается через онтологически значимый поиск «иного царства», характерный для русской волшебной сказки. В этом цикле представлен синтез разных культурных и литературных традиций, в которых на типологическом уровне можно выявить апофатическую традицию.

Тип: Article

Права: open access

Источник: FILOLOGICHESKIE NAUKI-NAUCHNYE DOKLADY VYSSHEI SHKOLY-PHILOLOGICAL SCIENCES-SCIENTIFIC ESSAYS OF HIGHER EDUCATION


Связанные документы (рекомендация CORE)