В данной статье обсуждаются японские элементы, появляющиеся в повести «День опричника» Владимира Сорокина, где присутствует политическая аллегория на футурологическую Россию. Особое внимание автора уделяется золотым рыбкам в шарике и системе опричнины, где отражается сильное осознание самозащиты у японской нации и ее эстетическое предпочтение миниатюрных предметов. Автор далее анализирует влияние эстетического принципа «моно-но аварэ» (печальное очарование вещей) на художественный мир Владимира Сорокина. Учитывая, что в 2000-х писатель прожил немало времени в Японии и его высказывания в различных интервью об интересе к Японии, можно делать вывод, что японская культура в определенной степени также оказывает влияние на творчество Сорокина, что потом проявляется в повести «День опричника», изданной в 2006 году.