В русской литературе ХIХ века появляется тип женщин нигилистического поведения, как мировоззренческая позиция отдельной личности. Анализу подвергается идеологическая модель поведения новых людей «нигилистки» на примере женского образа Варвары Кабановой. Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности на сегодняшний день образа Варвары в драматургии А.Н. Островского. Целью исследования являются женская судьба и положение женщин в купеческой семье, а именно анализ образа Варвары с опорой на нигилизм. Объектом исследования является «Гроза» А.Н. Островского. Предметом работы выступает персонаж Варвара Кабанова в художественном тексте «Гроза». В ходе выполнения работы опирались на описательные и сравнительные методы. Материалом для работы послужил «Гроза» А Н. Островского. Практическая значимость работы состоит в применении результатов в курсах русской литературы Серебряного века, теории и истории русской литературы. Новизна постановки проблемы заключается в расширении историко-литературного материала, включение в сферу анализа образа Варвары-нигилистки, сюжетной ситуации, образа жизни и бытового поведения, новых форм и принципов взаимоотношений в семье Кабановых. В результате были выявлены своеобразные черты художественной реализации образа женщины-нигилистки в творчестве А.Н. Островского в середине ХIХ века.