В статье исследуются взгляды русских философов-символистов на проблему осмысления России как цивилизации особого типа, находящейся в ситуации динамической неукорененности между парадигмами восточного и западного миров. Анализируются философско-политические позиции таких мыслителей, как Вяч.И. Иванов, Вл.С. Соловьев, А. Белый, Д.С. Мережковский, А.А. Блок с выявлением спектров разносторонности подходов к обоснованию роли и места российской цивилизации в мировом социокультурном и политическом пространстве. Доказывается, что категориальный аппарат символистской философии позволяет современному философу осуществлять спекулятивные практики, актуализирующие значимость софиологических концептов для объяснения связи сознания и цивилизации, которые в ситуации идентичностной дихотомии репрезентируют неконвенциальную тождественность, понимание которой возможно на символическом уровне, интегрирующем рационально несхватываемые области смыслов в интуитивно постижимых образах, представленных в актах теургического творчества. Предлагается ряд выводов о значимости символистских социально-эстетических концепций для осмысления самобытного пути развития российской цивилизации.