Тема молчания/умолчания в истории, рассмотренная в философском аспекте, дает новые возможности для анализа и интерпретации исторических событий, включенных в национальную, культурную, историческую память. По словам Б. Кроче, эстетика – наука о выражении, прежде всего словесном – но и образном. Иконографический ряд, связанный с сюжетом о новомучениках сербских, выстраивает нарратив о пострадавших в годы Второй мировой войны, важным структурно-семантическим признаком которого является линия молчания/умолчания. Предметом исследования стала философская экспликация исторического сознания и памяти, связанная с Ясеновацким концлагерем, где погибло более 700 тыс. сербов. Молчание в истории может быть связано не только с идеологическими причинами формирования памяти (рекоммеморацией), но и с чувством сакрального – святого и страшного, которое не может быть выражено вовне. Инструменты сакрализированного забвения, актуальные для более древних агиографических нарративов, еще не работают – поэтому в данном случае можно говорить не только об экзистециальном молчании, но и об онтоэстетическом аспекте молчания, в основе которого восполнение мира – и перенесение страдания в область надмирного, что дает повод для нового осмысления исторического сознания