Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Создание благоприятной среды обучения: оценка влияния доминирующих стилей любви на мотивацию студентов

Дата публикации: 2023

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T14:24:22Z

Аннотация:

В статье исследуется проблема влияния эмоций на внутреннюю мотивацию студентов университета к учебе. Цель - выявить доминирующие стили любви, обосновать их влияние на внутреннюю мотивацию студентов к учебе и типы их мотивов для моделирования благоприятной среды обучения. Несмотря на то, что со времени возникновения психоанализа неоднократно проводились различные исследования роли эмоциональных факторов в обучении, в настоящее время эмоциональная реакция на переживание любви недостаточно изучена в учебно-методической литературе и остается периферийной темой. Методология. Методологическую основу исследования составили личностно ориентированный, средовой, структурный подходы к изучению личности, теория цветового круга любви (Дж. А. Ли), теоретический анализ и обобщение научных источников, количественные, качественные, диагностические и интерпретационные методы (Н. Ц. Бадмаева). Для достижения цели в сравнительно-сопоставительном контексте проведен аналитический обзор, направленный на выявление связи эмоций и внутренней мотивации учащихся, а также основных составляющих благоприятной среды обучения. Количественные и диагностические методы включают два опроса, используемые в качестве инструментов сбора данных. Качественные и интерпретационные методы позволили определить мотивацию учащихся через стили любви во взаимосвязи с типами мотивов, а также разработать трехчастную модель благоприятной среды обучения, основанную на стратегиях обучения. В исследовании приняли участие 28 студентов 3-4 курсов Тюменского государственного университета в возрасте 20-25 лет, обучающихся по специальности "Лингвистика". Результаты. Посредством теоретического анализа и обобщения научных источников доказано, что эмоции являются значимым компонентом в формировании внутренней мотивации студентов к учебной деятельности, выявлены и описаны ключевые составляющие благоприятной среды обучения. Результаты диагностик и их интерпретационный анализ показали высокий уровень влияния стилей любви на внутреннюю мотивацию студентов к учебе, выявили статистически значимые связи между преобладающими стилями любви и мотивами. Доминирующими стилями любви являются Людус, Прагма и Агапе. Оценка уровня мотивации студентов и доминирующих видов мотивов показала, что 51 % респондентов (n = 16) имеют уровень мотивации ниже среднего или низкий. Среди преобладающих мотивов авторы выделили следующие: коммуникативные, избегание неудач и социальные. Эти результаты позволили разработать и обосновать необходимость внедрения содержательной модели благоприятной среды обучения, основанной на стратегиях обучения. Авторская модель состоит из трех основных частей: интеллектуальное стимулирование, гибкая система оценивания и рефлексия. Эти компоненты, с одной стороны, обусловлены преобладающими мотивами студентов под влиянием стилей любви, с другой - способны усилить познавательные (учебные) и профессиональные мотивы. Предложенная модель эксплицирует конфигурацию связей стилей любви, мотивов и стратегий обучения и визуализирует глубинные смыслы благоприятной среды обучения. Заключение. В заключении обобщается влияние стилей любви на внутреннюю мотивацию студентов к учебе, обосновывается необходимость внедрения и апробации разработанной модели благоприятной среды обучения, которая, по мнению авторов, позволит сформировать устойчивую мотивацию обучающихся к учебе, повысить познавательные (учебные) и профессиональные мотивы.


Связанные документы (рекомендация CORE)