Современные сравнительно-сопоставительные исследования по педагогике, анализирующие самостоятельную работу студентов, акцентируют два направления ее эффективной организации: успешную социализацию и совершенствование предметной деятельности. В статье автор рассматривает некоторые аспекты организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза с учетом данных направлений и особенностей государственных образовательных стандартов, отражающих общие подходы к структуре и содержанию образовательных программ. Автор фиксирует значимость преемственности в организации самостоятельной работы школьников и студентов. Школьный опыт выполнения самостоятельной работы имеет значение в учебной деятельности студентов первого курса. При анализе различий между отечественными и зарубежными образовательными практиками рассматриваются некоторые результаты международных исследований, а также исторический контекст развития современных тенденций высшего образования.