В статье подчеркивается, что важнейшим проявлением общественно-педагогического движения учительства стало создание на рубеже веков во всех губернских городах Беларуси педагогических обществ взаимопомощи. Рассматриваются основные направления деятельности учительских объединений: материальная поддержка их членов (выдачи денежной помощи); открытие общежитий для детей учителей, которые обучались в средних учебных заведениях; организация санаториев для больных учителей; забота об удовлетворении духовных запросов их членов (создание передвижных библиотек, организация выписки периодики, издание педагогических журналов, помощь в организации поездок на курсы, съезды и др.). Несмотря на министерские запреты, даже на элементарные учебно-дидактические и культурно-просветительские мероприятия,
учительские организации привлекали внимание общественности к вопросам образования, критиковали ее недостатки и стремились внести свой посильный вклад в дело распространения грамоты среди местного населения. Сделан вывод, что общества взаимопомощи стали первой формой профессиональной организации учительства Беларуси и сыграли важную роль в подъеме его социального статуса. Выводы, сделанные автором, основываются на использовании статистических данных, архивных источников, на анализе нормативно-правовой базы и дореволюционной историографии