В последние три десятка лет роль охраны окружающей среды в экологической и климатической повестке, формирующей тренды «зеленого» развития экономики, перманентно усиливается. Целью настоящего исследования является изучение данного вопроса в разрезе опыта Европейского союза (ЕС) и регламентирующих принципов налогообложения на предмет предотвращения последствий изменения климата. На примере ЕС и РФ рассмотрено создание системы экономического регулирования выбросов парниковых газов, находящееся на начальном этапе. Проведен SWOT-анализ «зеленого» экспорта России в страны ЕС, содержащий прогнозы осносительно падения спроса на российскую нефть и нефтепродукты, уголь, газ и металлы и возрастания потребности в электроэнергии из низкоуглеродных источников. С учетом крайне высокой углеродоемкости всего российского экспорта и его продуктовой и страновой структуры высказано предположение о возможности возникновения ощутимого ущерба после 2026 г. в случае расширения состава продуктов и сфер охвата СВАМ (от англ. Carbon Border Adjustment Mechanism - механизм пограничной углеродной корректировки). При наличии значительных рисков для РФ в условиях развития водородной энергетики определены драйверы повышения конкурентоспособности и соответствующие позиции нашей страны в условиях декарбонизации, проведен PEST-анализ российской экономики на пути к «зеленому» рыночному курсу. Практическая значимость исследования заключается в предложении использования опыта налогового регулирования стран ЕС в рамках экологизации бизнеса в экономике РФ.