Уточнены понятия "международная образовательная миграция" и "международная учебная миграция". Определены пять основных факторов, обусловливающих концентрацию иностранных студентов и аспирантов в российских регионах, в том числе: "столичность" положения; численность населения городов; приграничность положения регионов; наличие учебных заведений специального профиля, устойчивая репутация учебных заведений и особые формы набора; специализации вузов в преподавании русского языка на подготовительных отделениях. Обоснована идея (теория) четырех видов социальных последствий (в широком понимании термина "социальные") учебной миграции иностранных студентов и аспирантов. Оценены политические, экономические, социальные и демографические эффекты учебной миграции для России. Расширено содержание понятия "социокультурная адаптация" применительно к категории иностранных учебных мигрантов. На основании данных социологических опросов выявлены проблемы и особенности процесса социально-экономической адаптации иностранных студентов, которые заключаются в том, что студенты достаточно активны в поисках работы, трудоустройстве, могут успешно реализовать свой потенциал на рынке труда. Разработана методика и дана оценка экономического эффекта учебной миграции иностранных студентов для 30 российских регионов.