Конституционно-правовой механизм реализации гражданами права на медицинскую помощь невозможно рассматривать отдельно от исследования гарантий реализации права, которые являются одним из его основных элементов. К таким гарантиям можно отнести общую, которой является закрепленная Конституцией гарантия, и специальные, содержащиеся в различных источниках отраслевого законодательства, способствующие эффективной реализации указанного права и непосредственно предусмотренные действующим гражданским, уголовным, административным, трудовым, процессуальным законодательством, а также рядом других специальных нормативно-правовых актов, регулирующих оказание медицинской помощи. Однако как свидетельствует практика, не все гарантии, предоставляемые государством гражданину, могут быть им действительно реально использованы при реализации своего конституционного права на медицинскую помощь. Гарантии реализации гражданами конституционного права на медицинскую помощь будут тогда иметь юридическую силу, когда нормативно-правовые акты будут эффективно и надежно обеспечивать практическую реализацию права граждан на медицинскую помощь. В противном случае гарантии, закрепленные в Законе, но не служащие на благо человеку и не способные должным образом практически обеспечить реализацию его основных конституционных прав не могут быть признаны таковыми в социально-правовом государстве.