В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе личностно-ориентированного обучения. Проводится анализ понятия коммуникативной компетентности. Выделяются основные компоненты этого понятия. Раскрывается содержание профессионально-педагогического общения как системы взаимодействия учителя и учащихся по решению коммуникативных задач. В процессе решения которых выделяются этапы анализа условия, выбора оптимального варианта решения из числа предложенных, анализ результатов. В качестве основного средства формирования у учащихся коммуникативной компетентности выступают коммуникативные технологии обучения, ключевым элементом которых является познавательный диалог. Познавательный диалог организуется учителем для разрешения конфликта между эмпирическим опытом учащихся и положениями научных теорий, между различными позициями учащихся. Основой для организации диалога на уроке служат речемыслительные задачи. В статье представлены речемыслительные задачи для уроков математики в средней школе. Приводится пример познавательного диалога в ходе решения одной из задач.