В русле интереса отечественных исследователей к либретто
старинных опер и музыкальному театру барокко данная статья открывает одну
из новых страниц опер Г.Ф. Генделя, относящихся к раннему периоду творчества
композитора, а также вписывает сочинения в контекст традиций постановок
Гамбургского оперного театра рубежа XVII-XVIII столетий.
«Счастливый Флориндо» и «Преображенная Дафна» – оперы, ставшие не только
первым обращением Г.Ф. Генделя к жанру пасторали, но и ярким примером барочной
оперной дилогии, постановки которых осуществлялись на сцене гамбургского
театра на Gänsemarkt (площади Гусиного рынка). Так как музыка композитора
практически полностью утеряна, в центре исследовательского интереса оказались
сохранившиеся тексты либретто, определившие цель, заключающуюся в выявлении
их специфики в контексте сюжетосложения барочной оперы. В статье предпринята
попытка анализа оперной дилогии Генделя.
Так, автором выявляется основной драматический конфликт между двумя богами –
Фебом и Купидоном, определяется количество пар персонажей, участвующих в
развитии любовной драматургической линии, и приводятся схемы, отображающие
их взаимоотношения. Помимо этого, определяются такие ключевые сюжетные
мотивы, как взаимная/безответная любовь, страдание, смерть, ненависть, месть,
коварство. Выявление роли каждого из перечисленных мотивов в сюжетосложении
способствует подтверждению того, что дилогия Генделя принадлежит к
традиционным образцам оперных текстов начала XVIII века, отличающихся
сложностью интриги, запутанностью любовных отношений персонажей,
типичностью сюжетных и ситуационных схем