Актуальность изучения самодетерминации в контексте личностно-профессионального
развития педагога обусловлена гуманистической личностно-ориентированной
направленностью образования на становление активной
и самоопределяющейся личности. Целью статьи является анализ психологических
закономерностей мотивационных процессов самодетерминации как субъектного
основания личностно-профессионального
развития педагога. На основе
современных психологических подходов к самодетерминации рассматриваются
интегративные механизмы и факторы интернализации, обусловливающие
удовлетворенность деятельностью и продуктивность педагога. Дается авторское
обоснование концептуальной модели личностно-профессиональных
характеристик
самодетерминации педагога. Показано, что самодетерминация и связанные
с ней понятия автономии, внутренней мотивации деятельности, развивающей
образовательной среды, диалога, фасилитации, настойчивости, увлеченности
определяют сущность личностно-профессионального
развития педагога как
психологической ресурсной системы. Авторы делают вывод о том, что созидательно-творческое
аксиологическое содержание процессов самодетерминации интегрирует
разнообразные типы мотивационных тенденций педагогической деятельности, что
определяет целостность и согласованность личностно-профессионального
развития
педагога