Слухоречевое развитие детей с нарушением слуха выступает одним из ключевых факторов, определяющих качество их жизни, эффективность образовательной и социальной интеграции. На современном этапе в Республике Беларусь сложились предпосылки (социально-экономические, медико-технические, психолого-педагогические, социокультурные) для повышения потенциала слухоречевого развития детей со слуховой депривацией, изменения функционального статуса части из них. Как следствие, отмечается достаточно широкий диапазон различий в функциональных возможностях слухового восприятия и речи детей с нарушением слуха, что актуализирует потребность в реализации дифференцированного подхода в образовании с учетом изменившихся условий. Переход от "медицинской" к "социальной" модели реабилитации обусловливает необходимость изменения целевых ориентиров и технологии педагогического изучения и оценки слухоречевого развития детей с нарушением слуха: выявление и учет их особых образовательных потребностей. Цель исследования - выявить и охарактеризовать особенности и уровни слухоречевого развития детей с нарушением слуха раннего возраста, определить инвариантные и вариативные особые образовательные потребности. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (констатирующий эксперимент); математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона). В исследовании приняли участие 60 детей с нарушением слуха в возрасте от 18 до 36 месяцев, что составило 62% от общей численности указанной возрастной группы в республике. Выводы и рекомендации. Выявлен широкий диапазон различий слухоречевого развития детей со слуховой депривацией раннего возраста, разные варианты сочетаний уровней сформированности компонентов речевой деятельности. Это послужило основанием для разработки типологии речевой деятельности детей с нарушением слуха раннего возраста, определения инвариантных и вариативных образовательных потребностей в области слухоречевого развития.