Дата публикации в реестре: 2022-10-06T17:35:29Z
Аннотация:Профессиональный дискурс является одним из наиболее изучаемых видов дискурса в современных междисциплинарных исследованиях. Будучи широко представленным в лингвистике, он, тем не менее, достаточно слабо представлен в семиотических исследованиях. Некоторые области профессионального дискурса, такие как научно-популярный дискурс, до сих пор оставались вне поля зрения лингвосемиотики. Цель настоящей статьи - выявить доминирующую семиотическую систему в формировании смысла и передаче знаний в научно-популярном дискурсе. Авторы провели семиотический анализ вербально-визуальных отношений на материале заголовков журнальных статей, относящихся к сфере научно-популярной литературы, их соотношения с позиций семиозиса, репрезентации научных знаний в научно-популярном дискурсе. Данные, полученные в результате проведенного исследования, подтверждают новую тенденцию в семиотических исследованиях, согласно которой визуальная система больше не рассматривается как второстепенная, поскольку она оказывается способной смещать акценты в процессе семиозиса. Основываясь на исследованиях предыдущих лет, касающихся взаимозависимости и взаимодействия слова и изображения, авторы разрабатывают свой собственный подход к выявлению доминирования одной семиотической системы над другой в условиях определенных контекстов. Отходя от традиционного подхода к определению характера отношений между двумя основными компонентами -вербальным и визуальным, авторы предлагают включить «промежуточный» элемент для формирования триады, состоящей из заголовка, подзаголовка и фотографии. Анализ отношений между тремя элементами дает результаты, которые иногда отражают противоречивые тенденции в вербально-визуальных отношениях, представленные в одной (заголовок-подзаголовок) или разных (заголовок-изображение) знаковых системах. Авторы выявляют три модели взаимодействия вербального и визуального компонентов - взаимодополнение, нейтральность, противоречивость, хотя под влиянием «промежуточного» компонента модели подвержены существенным изменениям. Полученные результаты способствуют более глубокому пониманию профессиональной языковой картины специалистами, а также ознакомлению неспециалистов с профессиональной языковой картиной. Результаты также могут быть использованы в качестве методического руководства в разработке учебных курсов по написанию текстов, научно-популярных статей и в качестве учебного пособия по дисциплинам, ориентированным на анализ текста.
Тип: Article
Права: open access
Источник: Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики