Роль музыки и слова в суфийской практике весьма высока. Именно
через музыкальный компонент и звучащее слово подаются основные атрибуты
мистического направления в исламе, становясь могущественным сакральным
инструментом в постижении истины.
Суфизм – это философская, эстетическая, религиозно-этическая
доктрина и образ
жизни. В прошлом он пронизывал все сферы общественной жизни, влиял, а часто
и определял художественное мышление поэтов, музыкантов, архитекторов,
ремесленников, представителей других творческих профессий. Сегодня суфизм –
действующая практика религиозной жизни в неортодоксальном исламе. Он
становится источником вдохновения для создания музыкальных и поэтических
произведений для современных композиторов и поэтов.
Многие идеи суфизма находились в противоречии и оппозиции с установками
официальной веры. В их число попала и музыка, обозначаемая у суфиев термином
«сама» (буквально «слушание»). В суфизме особой силой наделялась музыка,
которая служила одним из способов постижения Бога.
В данном исследовании представлен теоретический аспект проблемы влияния
музыки и поэзии на эстетическую сторону суфизма. Опираясь на информацию,
почерпнутую из исследований ученых-исламоведов,
а главное на литературные,
философские труды суфиев, ранее не использованные в научном обороте,
представим картину видения и понимания музыкально-эстетической
стороны
неортодоксального ислама. Также важно заново открыть взаимосвязь возникновения
и внедрения музыкальной эстетики суфизма в современную музыкальную
обрядовую практику неортодоксального ислама