В настоящее время увеличивается количество обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Общее нарушение речи наблюдается у многих обучающихся различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, что ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки и использования эффективных технологий, методов и приемов обучения языкам на всех уровнях образования лиц, имеющих нарушения речевого развития. Авторы статьи проанализировали научно-методические материалы отечественных и зарубежных авторов, в которых представлен опыт использования игровых технологий в языковом образовании обучающихся, в том числе обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обосновали выбор кроссвордов в качестве эффективного средства языкового образования данной категории школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья и описали эвристический потенциал разных видов кроссвордов в языковом образовании обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В статье приведены авторские кроссворды, даны методические рекомендации по применению данного вида игровых заданий в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования. В заключении статьи авторами сделан вывод о том, что использование кроссвордных заданий в школьной и в вузовской практике позволяет решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи.